Про дизайн и про жизнь

Разработка фирменного стиля

Разработка фирменного стиля

С чего всё началось

Никиту как клиента привела мне моя ученица Анастасия.
- Александр Николаевич, я не потяну такой проект, - сообщила Настя. - Давайте я лучше буду что-нибудь искать или дорисовывать и поучусь как делать такие проекты.
Было не удивительно, Настя у меня на индивидуальных курсах занималась чуть более 3 месяцев и уже успела создать логобук и изучить методики создания логотипов, а тут нужно было создать целый Гайдлайн под требования клиента. Вопросов было больше, чем ответов, но всё блокировал страх общения с клиентом - что говорить?
Тогда я впервые задумался, а как действительно обучить ученика работе с клиентом? Что говорить, что делать? Как представлять продукт? А главное, как перестать бояться? И ничего лучше, чем отработка навыков на реальном заказе, за долгие годы обучения никогда не помогало.

Первая встреча

Тогда я назначил встречу с Никитой на ближайший вечер чтобы обговорить все вопросы по будущему фирменному стилю. Задачей стояло собрать необходимую информацию методом диалога и свести всё в некое Техническое Задание. Подмосковные фирмы и их директора — это очень простые люди и добавлять им ещё писанины в виде заполнения брифов или ТЗ — это надругательство над психикой. Лучше и честнее просто поговорить.
Разработка фирменного стиля. Что имеем?
Первый этап - это подведение итогов того что имеется на данный момент.

Разработка фирменного стиля. Этапы работы с клиентом

  • 1-й этап. Ознакомительная встреча.
  • 2-й этап. Анализ предоставленной информации.
  • 3-й этап. Презентация идеи
  • 4-й этап. Дизайн или работа над проектом.
  • 5-й этап. Согласование
  • 6-й этап. Оплата и отправка проекта.

1-й этап. Ознакомительная встреча

Я, Настя, Никита и партнёр Олеся вечером вышли на связь. Перебрали все варианты созвона, Скайп лагал, Ватсапп глючил, всё спас Яндекс-Телемост. Я представился, показал свои наработки и портфолио, объяснил, как будет строиться наша работа.
- Никита, понравился ли вам уровень моего портфолио? Как считаете, потяну ли я ваш проект? – спрашиваю я чтобы сразу определить токсичность клиента. Если здесь клиент говорит, что уровень слабоват, то дальше продолжать не имеет смысла, будут придирки, занижение цены и ценности ну и ещё по мелочи.
Никите всё понравилось, и он без лишних намёков сразу начал рассказ о себе своей фирме, чем занимается.
- Александр, я предоставляю в аренду разную спец технику, в основном это автовышки, но в принципе можем предоставить для любых работ.
Разработка фирменного стиля. Основные ошибки
Конечно же указываются основные ошибки текущего фирменного стиля, и обращается внимание на его полное отсутствие
Здесь я не перебиваю клиента, не даю рекомендации, не поправляю, лишь иногда задаю наводящие вопросы. Важно создать у клиента уверенность что его слышат и слушают, а главное, чтобы он понял, что этот проект не проходная шутка, а реально интересная для меня работа, где я узнаю что-то новое. В разговоре я не боюсь удивляться и цокать языком выказывая восхищение. На самом деле для меня многое было открытием и хотелось сразу накидывать эскизы.
Также Никита успевает рассказать почему он загорелся этой идеей. Для него это был выход на новый уровень, создание имиджа. Он также скинул логотипы компаний, которые ему понравились.
Разработка фирменного стиля. Чтобы хотелось?
Обязательно пытаюсь выяснить, что хотелось бы видеть клиенту, заодно смогу выяснить правильно ли мы друг друга понимаем.
Я вёл запись звонка и по окончании назначил вторую встречу, на которой обещал предоставить свои выводы и идеи по поводу этого проекта.

Чего нельзя делать

Вот этого я обычно не делаю. Прежде чем даже приступить к анализу я прошу предоплату в 30%, потому что здесь уже закладывается идея и это тоже работа. Но здесь Никита был очень близким знакомым Насти (моей ученицы) поэтому гарантии оплаты меня не беспокоили. Хотелось показать ученице полный процесс общения с клиентом и создания фирменного стиля с нуля.

Анализ и Референсы

Порядка недели я ходил по сайтам конкурентов. Ну не так чтобы прям с утра до вечера сидел в инете, скорее вдохновлялся в промежутках от других проектов. И где-то на третий день родилась идея, которую я озвучил Насте. Она тоже загорелась, сделала пару эскизов, отрисовала основные элементы, и мы подготовили презентацию. Нас она вдохновила, и мы назначили встречу

Презентация идеи

Начал я с того, что показал текущую ситуацию компании с точки зрения дизайна. Это было важно сделать чтобы ни у кого не оставалось иллюзий. Здесь было и про оранжевый логотип на синем фоне, и про не читаемость, и про несогласование брендирования автомобилей и многое другое.
Разработка фирменного стиля.
Ещё одни ошибки.
После был предложен вариант решения проблемы вот таким логотипом. Данный вариант не являлся завершающим и рассматривался как идея. Был взят шрифтовой вариант и сразу применён на мокапе чтобы показать преимущества даже по сравнению с конкурентами.
Поиск образов
Мокап
Никита данную концепцию одобрил слёту.
После этого мы сразу утвердили бюджет. Я показал какие работы будут проведены и что будет входить в общую сумму.
Настя всю встречу сидела тихо как заворожённая. Она была удивлена тому, как я слово в слово проделал всё то, что рассказывал ей ранее на наших уроках, она увидела, как работает презентации, как анализируется проект, как ведёт себя клиент и как это всё на него действует. После этого многое даже объяснять не нужно было.
После встречи с Никитой, я снова созвонился с Настасьей и выслушал бурю положительных эмоций от неё. Здесь был в основном восторг. Ну ещё бы, это её первый клиент!

Работа над проектом.

В процессе разработки были подготовлены порядка 20 разных вариантов, некоторые были сразу отвергнуты, некоторые подверглись доработке и потом тоже были отвергнуты. Порой доходило до того, что партнёры чуть не ссорились в процессе утверждения логотипа. Сама ученица, даже не ожидала от себя как порой жёстко она будет отстаивать свою версию логотипа. Здесь приходилось брать таймауты чтобы подтянуть Настасью по азам психологии и тактике ведения переговоров. Заново проставить цели, напомнить про них, закрепить в её бушующем сознании и дать ей время чтобы они усвоились. Я бы даже сказал, что это тема для отдельной статьи.
Разные варианты логотипа
В конце концов мы пришли к единому варианту, который всех устроил. У Насти уже даже не оставалось сил что-то дорабатывать, к тому же уже началась подготовка к сессии.
Самое интересное что в процессе раскладки логотипа по носителям фирменного стиля как-то сама собой родилась идея доработки. Это сделало логотип более ярким и заметным. Сразу родился маскот который также можно было использовать и как иконку в соцсетях и на сайте.
Обновлённый вариант утвердили в течение 5 минут.

Согласование продукта.

Через 5 дней был полностью закончен гайдлайн и сдан заказчику. Принят был с первого захода.
На этой встрече я не только показал сам гайдлайн, но и показал все файлы, которые будут в приложении, как с ними работать в общих чертах.
Ну а как работать – дизайнеру скинуть и пусть разбирается. Но там по уму всё сделано было, захочешь не начудишь.
После оплаты я отравил ссылку на скачивание.

Заключение

Единственная поправка, которую попросил клиент это сделать шаблоны основных документов в Ворде и Экселе чтобы можно было сразу отправлять клиенту.
Шаблоны счет-фактуры

PS

Сложно ли обучать учеников? Несомненно. Приходиться объяснять дважды и клиенту о том, что делаем и как и студенту о том как мы это будем делать.
Это кстати был первый гонорар моей ученицы от которого она была в диком восторге.
Вы также можете пройти обучение у меня на курсе Фирменный стиль
Post